Системы управления знаниями стр.38

Рис. 4.1. Движение знаний между отправителем и получателем

Вследствие этих объективных обстоятельств весьма желательно, чтобы информация и знания были структурированы и описаны таким образом, чтобы получатель (пользователь) был способен понять и текст, и контекст (смысл) сообщения. В идеале, сообщение (знаниевая сущность) должна структурироваться таким образом, чтобы компьютер, а не только образованный человек был способен «понять» его. Под словом «понять» здесь имеется в виду, что компьютер будет способен обработать документ (знаниевую сущность) посредством использования известных ему правил с помощью некоторого логического языка, а также будет способен вывести новые факты и знания из данного документа.

4.1. Модель интеллектуального пространства

Основными способами повышения эффективности использования явных знаний являются их систематизация (упорядочение) и использование настроенных на эту систематизацию средств поиска объектов, содержащих требуемые знания. Данная задача является очень сложной. Однако существуют подходы и методы, которые могут быть использованы для ее решения. Их изложению посвящено содержание данной главы.

В предлагаемом авторами подходе предпринята попытка систематизировать объекты, содержащие различные виды знаний, и инструментарий для работы с ними в виде интеллектуального пространства организации (или пространства знаний).

Модель многомерного пространства является признанной в разных областях науки абстракцией, которая используется для работы с различными и не только математическими описаниями объектов. Известно, что описание любого пространства включает такие элементы, как:

•    выбор системы координат;

•    задание способа описания положения объектов в выбранной системе координат;

•    задание метрики (способа вычисления) близости объектов в данном пространстве.

В соответствии с этим пространство знаний (интеллектуальное пространство) организации предлагается [Тузовский А.Ф., Ямпольский В.З. Интеллектуальное пространство, 2004] описывать следующим образом:

1.    В качестве системы координат использовать онтологию предметной области.

2.    Описания объектов, содержащие знания, задавать в виде их метаописаний, составленных из основных понятий онтологии.

3.    В качестве меры близости объектов (метрики) использовать семантическую близость их метаописаний.

Схема модели интеллектуального пространства приведена на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Схема интеллектуального пространства

Остановимся далее на методах и способах описания и использования основных элементов интеллектуального пространства.

4.2. Онтологии предметных областей

Онтологии предметной области описывают явные знания, которые имеются в компании (или в отдельных ее частях). Описанием знаний уже достаточно давно занимается такая дисциплина, как «Искусственный интеллект» (ИИ), а также такие ее разделы, как «Представление знаний» и «Инженерия знаний». Учитывая, что ИИ занимается работой со знаниями с 50-х годов, в данной дисциплине накоплен достаточно большой опыт в области представления (моделирования) знаний. В вопросе описания знаний дисциплина «Управления знаниями» имеет общие интересы с ИИ. У них общий объект исследования - знания, но цели его исследования в этих дисциплинах разные.

Цель ИИ заключается в создании моделей и методов работы со знаниями, которые позволят их использовать без участия (или почти без участия) человека. Например, в [Люггер Д.Ф., 2003] дается следующее определение: «ИИ можно определить как область компьютерной науки, занимающейся автоматизацией разумного поведения».


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Читайте также:

AlgoMusic M51 Galaxy - виртуальный инструмент на основе PD-синтеза

Виртуальный инструмент M51 Galaxy позволяет синтезировать "космические" звуки, обладает завораживающим звучанием. Обычно музыканты не очень жалуют инструменты, созданные с помощью SynthEdit. Однако M51, хоть и относится к их числу, действительно очень хорош. Секрет его звучания кроется в оригинальной архитектуре синтеза. На M51 Galaxy распространяется поговорка, что "все новое - это хорошо забытое старое". Идеи, заложенные в M51, уже были успешно реализованы в 80-х годах XX века.

Яркая жизнь с компьютерными программами

На каждом шагу сегодня мы слышим нарекания на современную молодёжь и её бездеятельность. А ведь и правда – ребят кроме компьютера и досконального его знания мало что интересует и беспокоит, даже будучи на шашлыках, они тянут с собой компьютер и включают музыку либо фильмы. Такая зависимость является страшной для развития человечества в целом хотя б потому что все вокруг становятся замкнутыми и променивают реальный мир на виртуальное общение. Раньше, вспоминают люди постарше, у костра играли на гитаре вживую, ездили в горы с палатками, игрались миниатюрными поездами теперь заменённое компьютерными играми и различными программами симуляторами. Возникает закономерный вопрос – так ли вредны эти самые компьютерные программы и для чего они были созданы.

Помоги себе сам

Что может быть обыденней интернета в наши дни? Он стал незаменимой частью жизни всех нас. И это можно понять, ведь с его помощью люди работаю во всевозможных сферах деятельности, является очень эффективным. Но очень часто стоит вопрос о том, с помощью чего лучше всего добиваться лучших результатов и делать это более оперативно и с комфортом.