Системы управления знаниями стр.4

Очевидно, что понятие «знание» тесно связано и с такими общеизвестными понятиями, как «информация», «данные». Между этими понятиями нет четких границ. Можно даже утверждать о наличии некого взаимного проникновения. Однако в этом следует разобраться, ибо путаница с тем, что является данными, информацией и знаниями, в чем их различие, часто приводила к огромным расходам на технологические проекты, которые не давали нужного результата.

Рассел Аккоф, один из классиков исследования операций, предложил следующую, вполне убедительную иерархию:

[данные - информация - знания - понимание - мудрость].

Данные по Р. Аккофу - это некоторые неупорядоченные символы, рассматриваемые безотносительно к какому-либо контексту.

Информация - это выделенная и упорядоченная часть базы данных, обработанная для использования, то есть отвечающая на вопрос: «Кто?, Что?, Где?, Когда?»

Знание - это выявленные тенденции или существенные связи между фактами и явлениями, представленные в информации.

Понимание - это осознание закономерностей, содержащихся в разрозненных знаниях, позволяющее ответить на вопрос: «Почему?»

Мудрость - взвешенное, оцененное понимание закономерностей с точки зрения прошлого и будущего.

Продвижение по уровням иерархии понятий от «данных» к «мудрости» не есть механическое суммирование данных, информации, знаний.

Каждое из приведенных понятий является основой для последующего, материалом для получения элементов нового более высокого качества знаний. При этом, как считает Р. Аккоф, первые четыре понятия имеют дело с прошлым или с тем, что уже известно, а «мудрость» касается будущего.

Остановимся подробнее на таких базисных и широко используемых понятиях, как «данные», «информация», «знания».

1.1. Данные

Данные - это набор объективных фактов об объектах, событиях, явлениях, процессах, это все то, что регистрируется, описывается и воспринимается человеком. Данные могут быть цифровыми (факты, результаты измерений), графическими, аудио, видео и т. п. Они могут описываться на различных языках (символьном, математическом, графическом и т.п.).

Качественными мерами для данных являются своевременность, соответствие и точность. Организации иногда накапливают данные, потому что они основаны на фактах и поэтому создают иллюзию научной точности. Существует мнение, что если собрать достаточно много данных, то объективное точное решение будет автоматически предлагать себя само. Это ошибочное мнение по двум причинам. Во-первых, слишком много данных может затруднить определение и понимание подходящего. Во-вторых, и что наиболее важно, не существует врожденного смысла в данных. Данные описывают объекты, явления, факты и процессы лишь частично. Они не предоставляют оценок или интерпретаций и поэтому не всегда являются приемлемой основой для деятельности. Хотя материал для принятия решений может включать и данные, они не скажут вам, что делать. Данные ничего не говорят об их важности и соответствии. Но данные важны для организации в основном потому, что они являются исходным материалом для создания информации.

1.2. Информация

Информация - это данные в определенном контексте (необходимые пользователю, полезные для решения). Или [Drucker P., 1993] информация - это «данные, наделенные значимостью и целями». Не лишено оснований определение, что информация - это данные плюс метаданные, содержащие их описание (данные о данных). Продолжая эту логическую цепь рассуждений, знания можно определить как информацию плюс метаинформацию (информация об информации).

В дискуссиях по проблемам интеллектуальных ресурсов обсуждаются различные точки зрения на эти широко используемые понятия. Теория информации определяет информацию как меру неопределенности, устраняемую сообщением. В информационных технологиях под информацией понимаются данные, которые могут быть зафиксированы приборами или людьми, обработанные и представленные в той или иной форме. В коммуникационном маркетинге информацию определяют как содержание сообщения. То есть сфера применения понятия налагает некоторый существенный отпечаток на определение понятия информация.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Читайте также:

Яркая жизнь с компьютерными программами

На каждом шагу сегодня мы слышим нарекания на современную молодёжь и её бездеятельность. А ведь и правда – ребят кроме компьютера и досконального его знания мало что интересует и беспокоит, даже будучи на шашлыках, они тянут с собой компьютер и включают музыку либо фильмы. Такая зависимость является страшной для развития человечества в целом хотя б потому что все вокруг становятся замкнутыми и променивают реальный мир на виртуальное общение. Раньше, вспоминают люди постарше, у костра играли на гитаре вживую, ездили в горы с палатками, игрались миниатюрными поездами теперь заменённое компьютерными играми и различными программами симуляторами. Возникает закономерный вопрос – так ли вредны эти самые компьютерные программы и для чего они были созданы.

AlgoMusic M51 Galaxy - виртуальный инструмент на основе PD-синтеза

Виртуальный инструмент M51 Galaxy позволяет синтезировать "космические" звуки, обладает завораживающим звучанием. Обычно музыканты не очень жалуют инструменты, созданные с помощью SynthEdit. Однако M51, хоть и относится к их числу, действительно очень хорош. Секрет его звучания кроется в оригинальной архитектуре синтеза. На M51 Galaxy распространяется поговорка, что "все новое - это хорошо забытое старое". Идеи, заложенные в M51, уже были успешно реализованы в 80-х годах XX века.

Помоги себе сам

Что может быть обыденней интернета в наши дни? Он стал незаменимой частью жизни всех нас. И это можно понять, ведь с его помощью люди работаю во всевозможных сферах деятельности, является очень эффективным. Но очень часто стоит вопрос о том, с помощью чего лучше всего добиваться лучших результатов и делать это более оперативно и с комфортом.