Системы управления знаниями стр.43

Рис. 4.5. Спектр выразительности онтологий

В качестве примера онтологии предметных областей приведем краткое описание онтологии предприятия «The Enterprise Ontology» (далее ЕО), разработанную Эденбургским университетом совместно c такими партнерами как IBM, Lloyd’s Register и др. [Uschold M., King M., 1998; tOvE Ontology Project].

Целью создания ЕО было обеспечение предприятию возможности успешно справляться с быстро изменяющейся внешней средой. Основным средством для достижения этой цели признано совершенствование бизнес-планирования на основе моделирования, улучшения коммуникаций и интеграции информационных и бизнес-процессов.

Интеграция предполагает получение различных точек зрения на ситуацию и процессы, объединение задач для их использования взаимно увязанных информационных ресурсов и универсальных методов моделирования процессов и решения задач.

Коммуникация между сотрудниками предприятия, между различными функциями и задачами обеспечивает комплексное использование информации, а также согласование модели и алгоритмов действия.

Гибкость призвана обеспечивать адаптацию предприятия к изменяющимся целям и состояниям внешней среды путем предоставления сотрудникам выбора в способах реализации бизнес-процессов.

В более общем смысле, предназначением ЕО является оказание действенной помощи в области эффективного обмена информацией и знанием между различными пользователями, задачами и системами.

Формы ЕО, отражающие и некоторые этапы ее создания (предыдущие версии), приведены на рис. 4.6.

ЕО содержит версию на естественном языке Informal ЕО, формальную версию Formal ЕО, описанную с помощью языковых средств системы Ontolingua, предыдущие версии Pre - Implemenation ЕО, а также конечную версию Inplemented ЕО, состоящую из двух основных частей: Capability ontology и Knowledge Space ontology.

Важным элементом ЕО, как впрочем и любой другой онтологии, являются термины. Каждый термин вводится в онтологию путем тщательного отбора. Определение каждого термина является необходимым и достаточным настолько, насколько это возможно на естественном языке. Термин определяется с помощью базовых слов вместе с грамматическими вариациями (например, ДОСТИГАТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ (ACHIEVE, ACHIEVEMENT)).

Рис. 4.6. Формы ЕО

Любой официальный термин представлен в ЕО большими буквами. Термины в Мета-Онтологии только начинаются с больших букв, далее следуют малые (например, Деятельность, а не ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ).

В ЕО могут перечисляться и некоторые связанные термины: синонимы (Synonyms), близкие термины (Borderline Terms) и др. В ЕО включены лишь синонимы, причем лишь те из них, которые широко используются на предприятиях. Используемый в ЕО язык Ontolingua имеет удобный механизм для определения синонимов.

В целом онтология ЕО состоит из следующих секций:

•    Meta Ontology and Time (Мета-Онтология и Время);

•    Activity, Plan, Capability, Resource (Деятельность, План, Способность, Ресурс);

•    Organisation (Организация);

•    Strategy (Стратегия);

•    Marketing (Маркетинг).

В табл. 4.1 содержатся основные понятия ЕО, уопрядоченные по вышеупомянутым секциям.

Т аблица 4.1

Основные понятия ЕО, сгруппированные по секциям

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ

СТРАТЕГИЯ

МАРКЕТИНГ

ВРЕМЯ

Деятельность

Человек

Цель

Продажа

Временная

Линия

Спецификация

Деятельности

Машина

Удерживаемая

Цель

Потенциальная

Продажа

Временной

Интервал

Выполнять

Корпорация

Намечаемая

Цель

Для Продажи

Временная

Точка

Спецификация

Выполняемой

Деятельности

Партнерство

Держатель

Цели

Предложения по Продаже

Время Начала

Партнер

Стратегическая

Цель

Продавец

Время Конца

Юридическое

Лицо

Стремление

Реальный

Покупатель

ПредУсловие

Организационная единица

Видение

Потенциальный

Покупатель

Эффект

Управление

Миссия

Покупатель

Исполнитель

Уполномочивать

Цель

Посредник

Под-Активность

Управленческая

Связь

Help Achieve

Продукция

Полномочие

Законный

Владелец

Стратегия

Запрашиваемая

Цена

Владелец

Деятельности

Не Законный Владелец

Стратегическое

Планирование

Цена Продажи

Событие

Собственность

Стратегическое

Действие

Рынок

План

Владелец

Решение

Сегментная

Переменная

Под-План

Актив

Предположение

Сегмент Рынка

Планирование

Заинтересованное Лицо (Stakeholder)

Критическое

Предположение

Исследование

Рынка

Спецификация

Процесса

Контракт Найма

Не Критическое предположение

Бренд

Способность

Акция

Фактор Влияния

Имидж

Мастерство

Акционер

Критический фактор Влияния

Особенность

Ресурс

Не критический фактор Влияния

Потребность

Размещение

Ресурса

Критический фактор Успеха

Потребность

Рынка

Заменитель

Ресурса

Риск

Продвижение

Конкурент

Связи и отношения между приведенными и другими понятиями также содержатся в описании ЕО, однако нами не приводятся, так же как структура и состав Мета-Онтологий. В качестве иллюстрации рассмотрим связи терминов и понятий в секции Деятельность и Процессы.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Читайте также:

Помоги себе сам

Что может быть обыденней интернета в наши дни? Он стал незаменимой частью жизни всех нас. И это можно понять, ведь с его помощью люди работаю во всевозможных сферах деятельности, является очень эффективным. Но очень часто стоит вопрос о том, с помощью чего лучше всего добиваться лучших результатов и делать это более оперативно и с комфортом.

Яркая жизнь с компьютерными программами

На каждом шагу сегодня мы слышим нарекания на современную молодёжь и её бездеятельность. А ведь и правда – ребят кроме компьютера и досконального его знания мало что интересует и беспокоит, даже будучи на шашлыках, они тянут с собой компьютер и включают музыку либо фильмы. Такая зависимость является страшной для развития человечества в целом хотя б потому что все вокруг становятся замкнутыми и променивают реальный мир на виртуальное общение. Раньше, вспоминают люди постарше, у костра играли на гитаре вживую, ездили в горы с палатками, игрались миниатюрными поездами теперь заменённое компьютерными играми и различными программами симуляторами. Возникает закономерный вопрос – так ли вредны эти самые компьютерные программы и для чего они были созданы.

AlgoMusic M51 Galaxy - виртуальный инструмент на основе PD-синтеза

Виртуальный инструмент M51 Galaxy позволяет синтезировать "космические" звуки, обладает завораживающим звучанием. Обычно музыканты не очень жалуют инструменты, созданные с помощью SynthEdit. Однако M51, хоть и относится к их числу, действительно очень хорош. Секрет его звучания кроется в оригинальной архитектуре синтеза. На M51 Galaxy распространяется поговорка, что "все новое - это хорошо забытое старое". Идеи, заложенные в M51, уже были успешно реализованы в 80-х годах XX века.