Системы управления знаниями стр.50

Глава 5

ЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ЗНАНИЙ

Языки представления знаний (Knowledge Representation Language), или языки описания онтологий (Ontology Landuage), имеют весьма важное значение в управлении знаниями. От степени выразительности, точности и универсальности языка представления знаний во многом зависит полезность онтологии как инструмента оперирования с информационными ресурсами и знаниями. С учетом концептуального, структурного и прикладного разнообразия онтологий естественным является выдвижение ряда общих требований к такого рода языкам.

5.1. Требования к онтологическим языкам

К числу основных требований к онтологическим языкам (ОЯ) можно отнести следующие:

•    ОЯ должен иметь четко определенный синтаксис, что делает его машиночитаемым.

•    ОЯ должен быть эпистимологически адекватным, то есть быть способным выразить все понятия и отношения в любом заданном домене.

•    ОЯ должен обладать достаточной выразительной силой, чтобы быть пригодным для описания множества предметных областей.

•    ОЯ должен обладать строгостью кодирования для однозначной машинной интерпретации понятий, связей, аксиом и иных знание-вых сущностей.

•    ОЯ должен основываться на логике. В зависимости от уровня выразительности онтологии ОЯ может основываться на логике первого порядка, дескриптивной логике и др.

•    Формальность ОЯ должна соответствовать формальности онтологии.

•    Современные ОЯ должны представлять определенные семантические возможности, основанные на продукционных и фреймовых моделях дескриптивной логики.

•    ОЯ должен в ряде случаев предоставлять возможность выполнять логический вывод, основываясь на структурных компонентах языка.

•    ОЯ должен обладать возможностью быть использованным для концептуального моделирования.

•    ОЯ должен обладать функциональной полнотой, необходимой для решения различных задач при операциях с онтологиями, а именно: построение и совместное использование онтологий, обмен знаниями, взаимодействие с онтологиями.

•    Наконец, немаловажным требованием к ОЯ является недвусмысленное понимание семантики при совместном использовании онтологий, а также однозначная интерпретация смысла понятий и знаниевых сущностей не только создателями онтологии, но и внешними агентами (пользователями, программами и т. п.).

Языки описания онтологий появились в начале 90-х годов в составе ряда известных систем разработки и управления онтологиями. Ярким и широко известным проектом такого рода явилось создание системы On-tolingua [Gruber T.R., 1993]. Используемый в этой системе язык представления знаний KIF (Knowledge Interchange Format) обеспечивал не только внутренние потребности этой онтологической системы, но и взаимодействовал с другими языками, такими, как KL-ONE, LOOM и CLASSIC. Современные языки онтологий основываются на дескриптивной логике [Baader F., Horrocks I., 2003], в то время как KIF основывается на логике первого порядка. Язык KIF использовался, кроме того, и в таких важных прикладных онтологических проектах, как TOVE (Toronto Virtual Enterprise) [TOVE Ontology Project] и The Enterprise Ontology [Uschold M., King M., 1998].

В конце 90-х годов онтологии и соответствующие им языки (SHOE, F-Logic) стали применяться в WWW для аннотирования HTML-документов [Heflin J., Hendler J., 2003; Kifer M., Lausen G., 1989]. В 1999 г. был разработан язык RDF [W3C, «Resource Description Framework (RDF)»] для аннотирования Web-страниц метаданными, которые можно обрабатывать автоматически. RDF и его последующие семантические расширения содержит множество базовых примитивов для моделирования тяжеловесных онтологий, содержащих классы и свойства.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Читайте также:

Помоги себе сам

Что может быть обыденней интернета в наши дни? Он стал незаменимой частью жизни всех нас. И это можно понять, ведь с его помощью люди работаю во всевозможных сферах деятельности, является очень эффективным. Но очень часто стоит вопрос о том, с помощью чего лучше всего добиваться лучших результатов и делать это более оперативно и с комфортом.

Яркая жизнь с компьютерными программами

На каждом шагу сегодня мы слышим нарекания на современную молодёжь и её бездеятельность. А ведь и правда – ребят кроме компьютера и досконального его знания мало что интересует и беспокоит, даже будучи на шашлыках, они тянут с собой компьютер и включают музыку либо фильмы. Такая зависимость является страшной для развития человечества в целом хотя б потому что все вокруг становятся замкнутыми и променивают реальный мир на виртуальное общение. Раньше, вспоминают люди постарше, у костра играли на гитаре вживую, ездили в горы с палатками, игрались миниатюрными поездами теперь заменённое компьютерными играми и различными программами симуляторами. Возникает закономерный вопрос – так ли вредны эти самые компьютерные программы и для чего они были созданы.

AlgoMusic M51 Galaxy - виртуальный инструмент на основе PD-синтеза

Виртуальный инструмент M51 Galaxy позволяет синтезировать "космические" звуки, обладает завораживающим звучанием. Обычно музыканты не очень жалуют инструменты, созданные с помощью SynthEdit. Однако M51, хоть и относится к их числу, действительно очень хорош. Секрет его звучания кроется в оригинальной архитектуре синтеза. На M51 Galaxy распространяется поговорка, что "все новое - это хорошо забытое старое". Идеи, заложенные в M51, уже были успешно реализованы в 80-х годах XX века.