Системы управления знаниями стр.74

•    Публикацию онтологии как терминологии предметной области.

•    Заполнение соответствующей базы знаний экземплярами понятий онтологии.

Инструменты создания онтологий в большинстве своем требуют, чтобы их пользователи были обучены представлению знания и логике предикатов.

Обычно онтологии строятся инженерами по знаниям, которые работают со специалистами по предметной области или экспертами по рассматриваемой теме.

Для масштабирования этого подхода на большое предприятие распределенная команда экспертов по рассматриваемым темам должна быть способна независимо выполнять некоторые виды деятельности. Например, они должны быть способны вводить и корректировать знания напрямую и легко, без специальной подготовки в области представления знаний, выявлять или манипулировать ими.

Однако процесс построения онтологии, при всей его важности, не исчерпывает всех этапов жизненного цикла столь важного продукта. Специалисты по управлению знаниями сходятся в следующем понимании этапов жизненного цикла онтологии (рис. 6.3):

•    Построение (creating).

•    Заполнение (populating).

•    Проверка (validating).

•    Использование (deploying).

•    Поддержка (maintaining).

•    Развитие (evolving).

Рис. 6.3. Жизненный цикл онтологии

В мире в настоящее время доступны многочисленные коммерческие и бесплатные (с открытым кодом) программные инструменты и системы для построения и использования онтологий в управлении знаниями, а также для их интеграции с инфраструктурой сетей Web и БД. Многие из них относятся к категории редакторов онтологий. Редактор онтологий - программа, предоставляющая графический интерфейс для удобного описания схем онтологий, редактирования структуры онтологии, для проверки ее согласованности, для представления онтологий с использованием выбранного языка описания. Однако редакторы не покрывают весь набор функций взаимодействия пользователей с онтологиями на всех этапах жизненного цикла. Поэтому многие доступные продукты расширяют для пользователей перечень функций и сервисов, реализуемых редактором. В качестве иллюстрации далее приводится описание Protege 2000 (рис. 6.4).

Этот инструмент разработала Knowledge Modeling Group (KMG) Стэнфордского университета (Stanford University) как часть проекта Protege, выполняемого в течение последних 15 лет и включающего разработку набора инструментов моделирования знаний [Gennari J., Musen M.A., Fergerson R.W., et al., 2002]. Текущая версия редактора онтологий Protege является расширяемым приложением с открытым кодом, которое теперь доступно как бесплатное ПО по условиям открытого кода Mozilla Public License и совместимо с широким набором языков представления знаний.

Эта система позволяет пользователям строить онтологию предметной области, настраивать формы для ввода описаний экземпляров и вводить сами данные. Этот инструмент может быть легко расширен для работы с другими, основанными на знаниях, приложениями. Например, графические элементы (widgets) могут быть добавлены для таблиц и диаграмм. Protege может также использоваться другими приложениями для получения доступа к данным. Protege позволяет пользователям одновременно работать с понятиями (классами) и их экземплярами. Это обеспечивается единым графическим интерфейсом, верхний уровень которого состоит из перекрывающихся панелей (закладок) для компактного представления информации.

Панель «Classes» используется для определения классов и иерархий классов, слотов и ограничений на значения слотов, отношений между классами и свойств этих отношений. Панель «Instances» используется для ввода экземпляров понятий (классов), описанных в онтологии. Для ввода описаний экземпляров используются формы, основанные на типах слотов (свойств) понятий, которые были описаны. Созданная автоматически системой форма для описания экземпляров может быть изменена путем задания порядка расположения полей на экране, изменения их размера, заголовков и свойств слотов.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Читайте также:

AlgoMusic M51 Galaxy - виртуальный инструмент на основе PD-синтеза

Виртуальный инструмент M51 Galaxy позволяет синтезировать "космические" звуки, обладает завораживающим звучанием. Обычно музыканты не очень жалуют инструменты, созданные с помощью SynthEdit. Однако M51, хоть и относится к их числу, действительно очень хорош. Секрет его звучания кроется в оригинальной архитектуре синтеза. На M51 Galaxy распространяется поговорка, что "все новое - это хорошо забытое старое". Идеи, заложенные в M51, уже были успешно реализованы в 80-х годах XX века.

Яркая жизнь с компьютерными программами

На каждом шагу сегодня мы слышим нарекания на современную молодёжь и её бездеятельность. А ведь и правда – ребят кроме компьютера и досконального его знания мало что интересует и беспокоит, даже будучи на шашлыках, они тянут с собой компьютер и включают музыку либо фильмы. Такая зависимость является страшной для развития человечества в целом хотя б потому что все вокруг становятся замкнутыми и променивают реальный мир на виртуальное общение. Раньше, вспоминают люди постарше, у костра играли на гитаре вживую, ездили в горы с палатками, игрались миниатюрными поездами теперь заменённое компьютерными играми и различными программами симуляторами. Возникает закономерный вопрос – так ли вредны эти самые компьютерные программы и для чего они были созданы.

Помоги себе сам

Что может быть обыденней интернета в наши дни? Он стал незаменимой частью жизни всех нас. И это можно понять, ведь с его помощью люди работаю во всевозможных сферах деятельности, является очень эффективным. Но очень часто стоит вопрос о том, с помощью чего лучше всего добиваться лучших результатов и делать это более оперативно и с комфортом.