Технология программирования стр.82

Отношение ассоциации означает наличие связи между экземплярами классов или объектами, например, класс Студент ассоциирован с классом Институт. Ассоциация может иметь имя, например Обучается. Рядом с именем ассоциации обычно ставят стрелку, указывающую направление чтения имени («Студент обучается в институте», а не наоборот).

Связь между экземплярами классов подразумевает некоторые роли, которые соответствующие объекты играют по отношению друг к другу. Роль связана с направлением ассоциации. Так по отношению к студентам институт - организация, осуществляющая их обучение, т. е. роль института можно назвать Место учебы. Студент для института - объект обучающей деятельности института, т. е. Обучаемый. Если роль собственного имени не имеет, то можно считать, что ее имя совпадает с именем класса, по отношению к которому определяется эта роль. Для рассматриваемого примера это соответственно роли Студент и Институт (рис. 6.7, а), но роль можно указать и явно (рис. 6.7, б).

Роль также обладает характеристикой множественности, которая показывает, сколько объектов может участвовать в одной связи с каждой стороны. Допускается указывать множественность:

* - от 0 до бесконечности;

<целое>.. * - от заданного числа до бесконечности;

<целое> — точно определенное количество объектов;

<целое!>, <целое2> - несколько вариантов точного количества объектов; <целое1>..<целое2> - диапазон объектов.

С теоретической точки зрения атрибут тоже класс, экземпляры которого жестко ассоциированы с рассматриваемым классом. В концептуальной модели для отображения соответствующих отношений могут использоваться как ассоциации, так и атрибуты. Например, отношение двух понятий Студент и Имя можно представить, как в виде ассоциации соответствующих классов, так и в варианте, когда классу Студент ставится в соответствие атрибут Имя.

Чтобы избежать излишних нагромождений рекомендуется следовать простому правилу [37]: если некоторый объект X в реальном мире не является числом или текстом, то это скорее всего понятие. В противном случае - это атрибут.

Обобщением называют такое отношение между классами, при котором любой объект одного класса (подтипа) обязательно является также и объектом другого класса, называемого в данном контексте супертипом. Так, если некоторый конкретный студент Иванов И.И. является объектом подтипа Студент первого курса супертипа Студент, то тот же самый Иванов И.И. является объектом указанного супертипа. Следовательно, все, что известно об объектах супертипа (ассоциации, атрибуты, операции), касается и объектов подтипа. На диаграмме классов обобщение обозначают линией с треугольной стрелкой на конце, подходящей к супертипу (рис. 6.8).

На практике определение основных понятий предметной области, которые должны представляться на контекстной диаграмме в виде классов, является не тривиальной задачей. Обычно используют следующий способ:

•    формируют множество понятий-кандидатов из существительных, характеризующих предметную область в описании вариантов использования;

• исключают понятия, не существенные для данного варианта использования, например, в предыдущем примере, «информация», «ввод» и т. п.

Для определения множества понятий-кандидатов полезно использовать перечень возможных категорий понятий-кандидатов, приведенный в табл. 6.1.

Пример 6.3. Построить концептуальную модель для системы решения комбинаторнооптимизационных задач. Множество понятий-кандидатов для данной разработки включает следующие словосочетания:

Таблица 6.1


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒

Читайте также:

AlgoMusic M51 Galaxy - виртуальный инструмент на основе PD-синтеза

Виртуальный инструмент M51 Galaxy позволяет синтезировать "космические" звуки, обладает завораживающим звучанием. Обычно музыканты не очень жалуют инструменты, созданные с помощью SynthEdit. Однако M51, хоть и относится к их числу, действительно очень хорош. Секрет его звучания кроется в оригинальной архитектуре синтеза. На M51 Galaxy распространяется поговорка, что "все новое - это хорошо забытое старое". Идеи, заложенные в M51, уже были успешно реализованы в 80-х годах XX века.

Помоги себе сам

Что может быть обыденней интернета в наши дни? Он стал незаменимой частью жизни всех нас. И это можно понять, ведь с его помощью люди работаю во всевозможных сферах деятельности, является очень эффективным. Но очень часто стоит вопрос о том, с помощью чего лучше всего добиваться лучших результатов и делать это более оперативно и с комфортом.

Яркая жизнь с компьютерными программами

На каждом шагу сегодня мы слышим нарекания на современную молодёжь и её бездеятельность. А ведь и правда – ребят кроме компьютера и досконального его знания мало что интересует и беспокоит, даже будучи на шашлыках, они тянут с собой компьютер и включают музыку либо фильмы. Такая зависимость является страшной для развития человечества в целом хотя б потому что все вокруг становятся замкнутыми и променивают реальный мир на виртуальное общение. Раньше, вспоминают люди постарше, у костра играли на гитаре вживую, ездили в горы с палатками, игрались миниатюрными поездами теперь заменённое компьютерными играми и различными программами симуляторами. Возникает закономерный вопрос – так ли вредны эти самые компьютерные программы и для чего они были созданы.